Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нейгауз генрих густавович

Энциклопедический словарь

Нейга́уз Генрих Густавович (1888-1964), пианист, педагог, народный артист РСФСР (1956), доктор искусствоведения (1940). Двоюродный брат К. Шимановского, племянник Ф. М. Блуменфельда. Создатель пианистической школы. Профессор Киевской (с 1919) и Московской (с 1922) консерваторий.

* * *

НЕЙГАУЗ Генрих Густавович - НЕЙГА́УЗ Генрих Густавович (1888-1964), российский пианист, педагог, народный артист России (1956), доктор искусствоведения. Создатель пианистической школы. Профессор Московской консерватории. (с 1922).

* * *

НЕЙГА́УЗ Генрих Густавович [31 марта (12 апреля) 1888, Елизаветград, ныне Кировоград, Украина - 10 октября 1964, Москва], российский пианист, педагог, народный артист России (1956), доктор искусствоведения.

Магическая притягательность личности

Нейгауз продолжил и развил романтическую традицию европейского «большого пианизма» в 20 веке, соединив ее с достижениями русской исполнительской школы. Особо важны его художественные достижения в интерпретации музыки 19 - начала 20 веков; исполнял он также новые для его времени и редко звучащие сочинения. Генрих Нейгауз оказал значительное влияние как артистичная личность и педагог на формирование нескольких поколений советских музыкантов. Не случайно из его класса вышли пианисты самых разных исполнительских манер и стилей. Отличия его метода художественного постижения нотного текста заключаются во взаимодействии музыки с общекультурными, философскими факторами, параллелями с другими искусствами, науками, жизненными явлениями. Радостное, открытое искусство Нейгауза-исполнителя, магическая притягательность его личности, обаяние и психологическая тонкость педагога, его эрудиция, широта взглядов, значительность человеческого и творческого опыта - все привлекало публику и артистическую молодежь.

Семья. Первые концерты

Родился в Елизаветграде, впоследствии Кировограде. Печально и симптоматично, что среди улиц его родного города есть ныне лишь «Тупик Нейгауза». Его семья была уникальной по прочности и широте музыкальных традиций: отец, Густав Вильгельмович (1847-1938), был пианистом-педагогом; брат матери, Феликс Блуменфельд, - пианистом, дирижером и композитором, учеником Антона Рубинштейна (см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич); двоюродный брат Нейгауза, Кароль Шимановский (см. ШИМАНОВСКИЙ Кароль), - выдающимся польским композитором.

Генрих учился у отца, воспринял многие артистические принципы и от дяди. Концертировал с девяти лет. В 1904 и 1906 годах гастролировал в Германии, где брал уроки у великого пианиста и педагога Леопольда Годовского, (см. ГОДОВСКИЙ Леопольд) восприняв через него традиции венского пианизма Игнаца Мошелеса. Гастролируя в Берлине в 1906, учился композиции у Павла Феодоровича Юона. В 1912-14 годах занимался в Школе высшего мастерства при венской Академии музыки и сценических искусств. В 1909 гастролировал в Италии.

Начало педагогической деятельности

Не довольствуясь лишь карьерой пианиста-концертанта, он в 27 лет в 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию, и сразу началась его педагогическая деятельность: с 1916-1918 в Музыкальном училище в Тбилиси, с 1918-1922 - в Киевской консерватории (с 1919 - профессор), с 1922 до конца жизни - в Московской консерватории (в 1935-37 - директор). Он стал создателем пианистической «школы Нейгауза».

Исполнительская деятельность

Параллельно разворачивалась широкая, многогранная исполнительская деятельность Нейгауза. В 1922 он впервые триумфально выступил в Москве (куда переехал по инициативе А. В. Луначарского (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)), и с этого времени успешно концертировал по городам Советского Союза как солист и ансамблист в дуэте со скрипачами Павлом Коханьским (см. КОХАНЬСКИЙ Павел) (в Киеве), впоследствии - с Н. Блиндером, М. Б. Полякиным (см. ПОЛЯКИН Мирон Борисович), Д. Ф. Ойстрахом (см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), квартетом им. Бетховена. Репертуар Нейгауза был воистину огромен: от произведений И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) (оба тома ХТК, сюиты, партиты (см. ПАРТИТА), токкаты (см. ТОККАТА) и т. д.), венских классиков, Р. Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)), Ф. Листа (см. ЛИСТ Ференц), почти всех фортепианных опусов Ф. Шопена (см. ШОПЕН Фридерик), И. Брамса (см. БРАМС Иоганнес), до редко исполняемых М. Регера (см. РЕГЕР Макс), Шимановского, С. Франка (см. ФРАНК Сезар), К. Сен-Санса (см. СЕН-САНС Камиль), всех сонат А. Н. Скрябина (см. СКРЯБИН Александр Николаевич), музыки современников: Н. Я. Мясковского (см. МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Ан. Н. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич). С 1940 Нейгауз - доктор искусствоведения; редактировал произведения Шопена. Однако мировая карьера Нейгауза не развивалась; его никогда не поддерживало государство, а вскоре после начала Второй мировой войны, в период репрессий лиц немецкой национальности, он был некоторое время в тюремном заключении.

Огромная педагогическая нагрузка, непростые условия существования дали ему основание признать, что три четверти его жизни «проходят в условиях, противопоказанных концертной деятельности». Впоследствии официальный статус Нейгауза укрепился; в 1956 он получил звание Народного артиста РСФСР.

Свободный романтический артистизм, элегантная привольная «небрежность» (ее негативной оборотной стороной была техническая нестабильность Нейгауза-пианиста, связанная также и с физическими недостатками его рук), непредсказуемость и сопротивление догматизму в искусстве, смелость в овладении новыми стилями (так, Нейгауз одним из первых в России стал исполнять музыку Клода Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль)), широкая эрудиция - пианист дружил с философом В. Ф. Асмусом (см. АСМУС Валентин Фердинандович) и поэтом Б. Л. Пастернаком (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) (жена Нейгауза Зинаида Николаевна стала впоследствии женой поэта), отразившим его исполнение в стихотворении «Баллада») и открытость миру в самых разнообразных его проявлениях, связываемые в СССР с «западничеством», - все это выделяло «школу Нейгауза» и даже противопоставляло ее иному направлению исполнительской эстетики и педагогики, линии А. Б. Гольденвейзера (см. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович) с ее отточенно-выстроенным, классицистски ориентированным пианизмом.

Школа Нейгауза

Многие десятилетия складывались педагогические принципы «школы Нейгауза». Плодом напряженных трудов стала мощная плеяда учеников, среди них прежде всего: С. Т. Рихтер (см. РИХТЕР Святослав Теофилович), Э. Г. Гилельс (см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич), Н. Г. Гутман (см. ГУТМАН Наталья Григорьевна), Я. И. Зак (см. ЗАК Яков Израилевич), В. Горностаева, Л. Наумов, Б. Маранц, В. Крайнев, А. Наседкин, А. Б. Любимов (см. ЛЮБИМОВ Алексей Борисович). Плодом опыта и размышлений явилась книга «Об искусстве фортепианной игры». Во взаимодействии «музыкального» и «технического» Нейгауз был на стороне приоритета первого, по его мнению, основополагающего начала. Поэтому во всех разделах книги, говорится ли о работе над звуком, аппликатурой (см. АППЛИКАТУРА), техникой, двигательном аппарате музыканта, главным является раскрытие и выстраивание художественного образа произведения и исполнения. Недаром в Предисловии к книге дается следующее положение: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». Во времена воинствующего материализма в советской эстетике этот тезис о приоритете духовного над моторно-механистическим, как и все эмоционально-содержательное богатство книги Нейгауза, привлекало к ней не только музыкантов, но интеллигенцию в целом (так, по собственному признанию, ее читал с интересом Иосиф Бродский (см. БРОДСКИЙ Иосиф Александрович)).

Свою исполнительскую и педагогическую деятельность Нейгауз не прекращал до самой смерти. Наследственный музыкально-исполнительский дар продолжился в его сыне и ученике, Станиславе Нейгаузе, а также во внуке, Станиславе Бунине, который приобрел мировую известность.

Большой энциклопедический словарь

НЕЙГАУЗ Генрих Густавович (1888-1964) - российский пианист, педагог, народный артист России (1956), доктор искусствоведения. Создатель пианистической школы. Профессор Московской консерватории. (с 1922).

Гуманитарный словарь

НЕЙГА́УЗ Генрих Густавович (1888-1964) - пианист, педагог, музыковед. Учился у отца, Густава Вильгельмовича Н. (1847-1938). Большое воздействие на Н. оказал его двоюродный брат - польский композитор К. Шимановский, а также родной дядя Н. - Ф. Блуменфельд. Позднее обучался в Вене у Л. Годовского (1906; 1912-14 - в Школе высшего мастерства при Венской Академии музыки и сценических искусств); в 1915 экстерном окончил Петрогр. конс. Выступал с 9 лет, в том числе в Германии (1904, 1906, 1914), Италии (1909). Игру Н. отличали яркое романтическое начало: пламенность, вдохновенность, артистизм, окрыленность, непосредственность переживания на эстраде, страстность и тонкость. Его лучшие интерпретации произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса и особенно Ф. Шопена и А. Скрябина принадлежат к высшим достижениям мирового исполнительского иск-ва. В репертуар Н. входили также соч. С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, все 48 прелюдий и фуг "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха и др. Выступал в ансамбле с М. Полякиным, Д. Ойстрахом. Преподавал в 1916-18 в Муз. уч-ще Рус. муз. об-ва в Тбилиси, в 1918-22 в Киевской конс. (с 1919 профессор); с 1922 до 1964 профессор Моск. конс. (1935-37 также ректор). Исключительная многогранность, широта кругозора, самоотдача, заразительность педагогического таланта Н. способствовали созданию известной во всем мире отечественной фортепианной школы. У Н. учились С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Зак, С. Нейгауз, Е. Малинин, В. Крайнев, А. Любимов, Е. Могилевский, В. Горностаева, Л. Наумов, Э. Гроссман, Т. Гутман, А. Ведерников, В. Разумовская, Б. Маранц и др. Множ. изданий, в т. ч. за рубежом, выдержала его книга "Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога" (1958); часть богатого лит. наследия опубликована в сб. "Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям" (М., 1975). Нар. артист РСФСР (1956). Н. посвящены стихотворения О. Мандельштама ("Рояль"), Б. Пастернака ("Баллада", "Еще не умолкнул укор...").

Лит.: Николаев А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., 1961; Дельсон В. Ю. Г. Нейгауз. М., 1966; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970; Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М., 1984.

Полезные сервисы